Самоанализ педагогической деятельности


САМОАНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
учителя начальных классов
МБОУ СОШ №4 города Саянска
Майоровой Елены Валерьевны


У каждого человека был, есть и будет свой первый учитель. «Все человечество проходит через первый класс», - говорил Я.А.Коменский. Своего первого учителя я запомнила на всю жизнь. Моя мама – Валентина Александровна - образец учителя начальной школы, поэтому при выборе профессии у меня не было сомнений, я пошла по стопам родителей. И вот теперь, анализируя свою педагогическую деятельность, рассмотрю её с трёх сторон: через урок, внеурочную деятельность и повышение своего методического мастерства.
Перед учителем начальных классов стоит труднейшая задача – поддержать интерес к школе, не дать ребенку разочароваться и обмануться в своих ожиданиях, разжечь искру познания. В каждом ребенке скрыт неизвестный нам потенциал, который должен обязательно реализоваться.
В своей педагогической деятельности стремлюсь к тому, чтобы выпускник школы был востребован обществом при любых условиях, его не просто надо научить – важно научить его учиться, так как образование, прежде всего, формирует готовность к самостоятельному познанию, становится ключом к успешному развитию общества. Данная стратегия соответствует и современным требованиям ФГОС нового поколения.
Принцип моей работы – помочь ребенку раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою самоценность независимо от конкретных успехов в учебной и внеурочной деятельности. Главная ценность человека заключается не в знании, которое он приобретает, а в той уникальности, которую он воплощает в жизнь.
В своей педагогической деятельности ставлю перед собой такие цели:
• развитие мыслительной деятельности;
• формирование диалектико-материалистических представлений, взглядов, мировоззрений;
• развитие логического мышления;
• формирование волевых качеств личности;
• физическое развитие, сохранение и укрепление здоровья;
• формирование умения общаться в группе, в коллективе;
Для достижения этих целей в учебно-воспитательном процессе использую современные образовательные технологии такие, как информационно-коммуникативные, игровые, здоровьесберегающие. Использование современных образовательных технологий стимулирует интерес к предмету, активизирует познавательную деятельность учащихся. Большое внимание уделяю подготовке к уроку. Применяю следующие методы: исследовательский, частично-поисковый, игровой, метод проектов, метод творческого чтения, часто на уроках создаю учебную проблему, провожу сравнительный анализ, познавательные игры. Мной разработаны несколько открытых уроков с использованием компьютерной технологии: «Состав числа 5», «Правописание безударных гласных в корне слов», «Сказка – ложь, да в ней намёк» и другие. Чтобы урок был интересным и разнообразным, создала свой методический банк с различными пособиями: таблицами, перфокартами, индивидуальными карточками - тренажёрами по русскому языку и математике, тесты. Серьезное внимание обращаю на развитие у детей важных психических процессов: памяти, активной мыслительной деятельности, всех видов речи (научной, художественной, монологической и т. п.) На уроках русского языка, литературного чтения использую аудиозаписи авторского текста, которые играют огромную роль в демонстрации перед обучающимися образца литературной речи человека. Одной из своих главных задач считаю развитие речи, так как она неразрывно связана с мышлением. Ведущим направлением в курсе русского языка считаю овладение письменной речью, культурой письменного общения. Информационно-ценностный подход помогает мне в воспитании моих подопечных ученика нового типа – внутренне свободного, любящего и умеющего творчески относиться к действительности, способного не только решить старую проблему, но и поставить новую задачу, делать осознанный выбор и принимать самостоятельные решения, что и требуется для реализации ФГОС.
Постоянно работаю над повышением орфографической грамотности учащихся, развиваю важные человеческие качества как настойчивость, зоркость, трудолюбие, организованность.
Развитию творческих способностей и обогащению языка способствуют широкое применение различных видов письменных работ: выборочный, предупредительный, свободный диктанты, изложения, сочинения.
Я постоянно работаю над совершенствованием навыков чтения. На уроках использую различные виды работ: дидактические игры, мини-спектакли, творческие работы, конкурсы чтецов, уроки – праздники. Формирую навыки литературного анализа, через литературу знакомлю детей с миром человеческих отношений, стараюсь воспитывать чувство любви к окружающему. Большое внимание уделяю выразительному чтению, инсценировке отдельных эпизодов.
Учу детей составлять творческие и исследовательские проекты: сборники любимых сказок, сборники кроссвордов, пословиц и по окружающему миру и т.д. на отдельные темы. Творческий и исследовательский характер дел развивает способности учащихся, заложенные природой в каждого ребенка, делает его и в будущем не только потребителем культурных и экологических ценностей, но и созидателем их.
Обобщающие уроки стараюсь проводить в нетрадиционной форме: викторины, конкурсы, игры «Поле чудес», «Минута славы», «Самый умный», что создаёт ситуацию успеха каждому школьнику: у каждого ребёнка есть возможность реализовать себя в том или ином деле.
Для меня каждый ребёнок уникален, интересен и неповторим, а значит, требуется индивидуально – дифференцированная работа в педагогической деятельности. В своей практике мною разработаны индивидуальные маршруты развития для следующих групп: для одарённых детей, для способных учеников и ребят, нуждающихся в коррекции базисных знаний, умений и навыков, а где – то и в дублировании материала нетрадиционными методами обучения. С детьми высокой мотивации работаю с заданиями повышенной трудности, готовлю к интеллектуальным олимпиадам и конкурсам разных уровней: от школьного до международного («Русский медвежонок», «Кенгуру», «Ёж» и другие). В индивидуальной работе со слабоуспевающими учащимися опираюсь на педагогический принцип доступности и посильности обучения. Разрабатываю совместно с психолого – логопедической службой школы и родителями ученика, индивидуальный план-коррекции, где учитываются индивидуально-психические особенности учеников, реальный запас знаний, умений и навыков, уровень развития ребенка, особенности процессов, внимания, мышления, памяти. Результативностью своей работы в данном направлении считаю 100% успеваемость в своих классах, стабильно – положительную динамику качества обученности моих воспитанников, создание положительного микроклимата в детском коллективе и активное участие в интеллектуальных олимпиадах, конкурсах – играх и огромное стойкое желание моих подопечных учиться, познавать новое.
Любимым уроком моих учеников является математика. Стараюсь поддержать интерес к этому предмету занимательностью заданий. Веду работу по формированию и развитию логического мышления. С этой целью создала педагогическую копилку нестандартных задач по развитию логического мышления у учеников 1-4 классов. Учу детей использовать рациональные способы вычисления. К заданиям учебника даю дополнительные научные сведения и материалы развивающего характера: классификация математических выражений, задачи с лишними или с недостающими данными и т.д.
За свою педагогическую деятельность освоила общеобразовательные системы «Школа 2100» и «Школа России» . Я согласна с авторским коллективом «Школа 2100» под руководством А.А.Леонтьева о принципе «мини-макс», который дает на практике положительный результат. Соблюдение принципа преемственности в содержании линий развития в каждом предмете. Система заданий развивающего типа соответствует возрастным особенностям детей, повышает познавательную активность и степень успешности каждого ребенка, педагогика сотрудничества придерживается характера и стиля взаимодействия между учителем и учащимися « субъект - субъектное», демократичность, диалог и рефлексивность. Очень удобны и своевременны при самостоятельной работе рабочие тетради на полиграфической основе, где последовательно дается система упражнений дифференцированного характера. В целом я положительно оцениваю, рекомендую коллегам и приветствую данный учебно-методический комплект в начальной школе как УМК с уроками в новом формате реализации ФГОС. Для меня УМК «Школа России» - это проверенный временем и апробированный практикой методический комплекс для обучения, развития и воспитания детей в нашей педагогике. А этого многого стоит.
Вывод: урок – основная форма обучения и воспитания младшего школьника, где формируется научное мировоззрение и закладывается воспитательный потенциал подрастающей личности. Дифференциация обучения через создание ребёнку индивидуального маршрута развития позволяет мне добиться положительно – стабильной динамики обученности младших школьников.
При работе с детским коллективом и их семьями, своё воспитательное пространство направляю на формирование культуры общения, этических правил и норм, правил санитарии и гигиены и т.д. через урок и внеурочные формы деятельности.
Воспитательную работу в классе строю на принципах самоопределениях, самореализации, гуманизации отношений внутри классного коллектива. Воспитание–процесс непрерывный, и, начавшись на уроке, он продолжается, углубляется и дополняется во внеурочной деятельности. Педагогическая стратегия моего взаимодействия с родителями обучающихся, учителями – предметниками, психолого – педагогической службой школы и социальным педагогом, охватывает следующие группы детского коллектива:
• одарённые дети
• дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации
• малообеспеченные семьи
• вновь прибывшие дети
Результативностью своей педагогической деятельности считаю высокий рейтинг ценностей «Человек. Познание. Творчество» среди своих воспитанников, положительный микроклимат в детском коллективе и позитивный настрой к школе, её традициям ребят, их семей.

2 комментария:

  1. Здравствуйте, Елена Валерьевна! Хочу похвалить Вас за умение глубоко мыслить, анализировать педагогические ситуации всесторонне и творчески! Удачи Вам и здоровья!

    ОтветитьУдалить
  2. Дорогая моя, горжусь тобой. Особенно приятно, что любимый урок твоих учеников – математика! Значит все было не зря. Ты меня понимаешь?! Удачи тебе. Дерзай. Всех благ тебе. Твоя Петровна.

    ОтветитьУдалить